№
|
Наименование органа, издавшего документ, дата вступления в силу
|
Источник нормативного регулирования:
Нормативно-правовые акты, разъяснительные письма
|
Содержание
|
1.
|
Правительство Российской Федерации
20.04.2024
|
Постановление Правительства РФ
от 12.04.2024 № 462
«О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1532»
|
Уточнены виды работ, по результатам проведения которых уполномоченным органом осуществляется направление в орган регистрации прав документов для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия решений о переводе жилого помещения в нежилое, нежилого помещения в жилое.
Внесены поправки с целью реализации положений Федерального закона от 19.12.2023 № 608-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости».
|
2.
|
Правительство Российской Федерации
01.04.2024
|
Постановление Правительства РФ от 30.03.2024 № 401 «Об установлении порядка определения размера платы за предоставление или использование пространственных данных и сведений (в том числе пространственных метаданных), включенных в федеральную государственную географическую информационную систему «Единая цифровая платформа «Национальная система пространственных данных», а также случаев предоставления или использования таких пространственных данных и сведений без взимания платы»
|
С 1 апреля 2024 г. устанавливается порядок определения размера платы за предоставление или использование пространственных данных и сведений, включенных в географическую информационную систему «Единая цифровая платформа «Национальная система пространственных данных»
Приведена формула расчета размера платы. Установлен перечень случаев предоставления или использования указанных пространственных данных и сведений без взимания платы.
|
3.
|
Правительство Российской Федерации
23.04.2024
|
Постановление Правительства РФ от 12.04.2024 № 464 «Об учреждении премии Правительства Российской Федерации в области геодезии и картографии имени Феодосия Николаевича Красовского»
|
Учреждена премия Правительства Российской Федерации в области геодезии и картографии имени Феодосия Николаевича Красовского, которая один раз в 5 лет начиная с 2026 года присуждается в количестве 10 премий в размере 1 млн. рублей каждая.
Премия присуждается по следующим направлениям: существенный вклад в развитие отрасли геодезии и картографии; разработка и создание инновационного оборудования научного и социально-экономического назначения в сфере геодезии, картографии и пространственных данных; выдающиеся заслуги по выполнению геодезических и картографических работ в интересах обороны и безопасности; значимые достижения в области науки, государственного управления, образования и педагогической деятельности в сфере геодезии, картографии и пространственных данных; особый вклад в укрепление международного авторитета страны.
Лауреаты премии не могут повторно выдвигаться на соискание премии. Денежная часть премии перечисляется лауреатам в течение 3 месяцев со дня принятия Правительством Российской Федерации решения о ее присуждении.
|
4.
|
Росреестр
|
Письмо Росреестра от 03.04.2024 № 13-00305/24 «О возможности передачи кадастровым инженером полномочий по подаче в орган регистрации прав документов, предусмотренных договором подряда на выполнение кадастровых работ, третьим лицам на основании нотариально удостоверенной доверенности»
|
Сообщается, в частности, что специальными положениями Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» возможность исполнения возложенной на кадастрового инженера договором обязанности представлять в орган регистрации прав документы, подготовленные им в результате выполнения кадастровых работ, какими-либо иными лицами, кроме самого кадастрового инженера, не предусмотрена. По мнению Росреестра, кадастровый инженер должен исполнить данное ему поручение лично и не вправе передоверить исполнение такой обязанности третьим лицам, в том числе на основании нотариально удостоверенной доверенности.
|
5.
|
ППК «Роскадастр»
|
Письмо ППК «Роскадастр» от 13.03.2024 № 25-0122/24 «О предельных ценах на кадастровые работы»
|
Роскадастр напоминает, что предельные максимальные цены кадастровых работ, выполняемых в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, строительства гаражей для собственных нужд или ИЖС, и расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, могут устанавливаться субъектами Российской Федерации.
При формировании стоимости кадастровых работ в отношении указанных земельных участков филиалам ППК «Роскадастр» необходимо руководствоваться требованиями нормативно-правовых актов (при их наличии) субъектов РФ о предельных максимальных ценах кадастровых работ.
|
6.
|
|
Письмо ППК «Роскадастр» от 27.04.2024 № 19-1131/24 «О соблюдении действующего законодательства»
|
Роскадастр указал, что в соответствии с положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в отношении объекта недвижимости (в частности единого землепользования), при этом, обособленный земельный участок не является объектом недвижимости.
При запросе сведений, в том числе о кадастровой стоимости обособленного земельного участка сведения предоставляются в виде выписки в отношении объекта недвижимости - единого землепользования, в состав которого входит запрашиваемый обособленный земельный участок.
|
7.
|
Конституционный Суд Российской Федерации
|
Постановление Конституционного Суда РФ
от 16.04.2024 № 18-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 части четвертой статьи 426 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.Ю. Колосова»
|
Конституционный Суд Российской Федерации вновь подтвердил компетенцию третейских судов на рассмотрение споров о правах на недвижимость.
Пункт 2 части четвертой статьи 426 ГПК РФ признан не противоречащим Конституции в той мере, в какой он по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования и с учетом правовых позиций, выраженных в постановлениях Конституционного Суда от 26.05.2011 № 10-П и от 03.10.2023 № 46-П, не исключает:
- обязанности государственного суда удовлетворить заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда по спору о праве на недвижимое имущество в отсутствие иных оснований для отказа в его выдаче, если государственный суд не установит и исчерпывающим образом не мотивирует вывод о противоречии исполнения такого решения или самого решения публичному порядку РФ (с указанием, в чем именно состоит противоречие, и конкретных положений публичного порядка, им затронутых), притом что такой вывод не может основываться лишь на том, что третейским судом разрешен спор о праве на недвижимое имущество;
- обязанности государственного суда, рассматривающего заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, принять при возникновении обоснованных сомнений в соответствии такого исполнения или его основания публичному порядку РФ - включая требования о добросовестном поведении и о соблюдении явно и недвусмысленно выраженных (императивных) предписаний закона - меры, предусмотренные процессуальным законом, для того, чтобы предотвратить получение сторонами разрешенного третейским судом спора преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения. Придание названной норме иного смысла вступало бы в противоречие с предписаниями Конституции и означало бы преодоление судами правовых позиций, ранее сформулированных Конституционным Судом, что является недопустимым.
|
8.
|
Конституционный Суд Российской Федерации
|
Постановление Конституционного Суда РФ
от 11.04.2024 № 17-П «По делу о проверке конституционности статьи 85, части 4 статьи 87 и статьи 211 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Д.В. Сергеева»
|
Суд вправе применить меры предварительной защиты конкретного объекта в виде запрета на его снос до окончания рассмотрения административного иска по приданию ему статуса выявленного объекта культурного наследия.
Не соответствующими Конституции РФ признаны статья 85, часть 4 статьи 87 и статья 211 КАС РФ, поскольку в системе действующего правового регулирования они, устанавливая возможность применения судом, рассматривающим в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ, административное исковое заявление о признании недействующим правового акта регионального органа охраны объектов культурного наследия об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия, мер предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого акта к административному истцу, необоснованно ограничивают полномочия суда по применению иных мер предварительной защиты по административному иску. Впредь до внесения соответствующих изменений в законодательное регулирование:
- при рассмотрении указанного административного искового заявления суд вправе применить меру предварительной защиты по административному иску в виде возложения на собственника (законного владельца) такого объекта или земельного участка, на котором он расположен, - в случае неустановления собственников (законного владельца) соответствующего объекта - обязанности воздержаться от его сноса;
- если собственник (законный владелец) соответствующего объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, или собственник (законный владелец) земельного участка, на котором он расположен (в случае неустановления собственника или законного владельца самого объекта), не является лицом, участвующим в деле, суд при применении данной меры предварительной защиты обязан привлечь собственника или законного владельца к участию в деле в качестве заинтересованного лица в порядке, установленном статьей 47 КАС РФ.
|