КАДАСТРОВЫМ ИНЖЕНЕРАМ: Разъяснения положений законодательства РФ в сфере кадастрового учета

 

 

КАДАСТРОВЫМ ИНЖЕНЕРАМ:

Разъяснения положений законодательства РФ в сфере кадастрового учета

 

 

 

 

«Относительно заполнения формы межевого плана земельного участка, утверждённой приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921»

 

Предметом указанного в части 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон № 221-ФЗ) согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка (то есть части границы или характерной точки границы), одновременно являющейся границей (то есть частью границы или характерной точкой границы) другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

Таким образом, если при проведении кадастровых работ уточняется характерная точка, определяющая местоположение границы земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ, то местоположение такой точки должно быть согласовано с правообладателями всех земельных участков, для которых данная точка также является характерной и, соответственно, определяющей местоположение границ данных земельных участков.

Учитывая изложенное, в графах «1», «2», «3» акта согласования местоположения границ земельного участка (далее – Акт согласования) должна быть отображена информация относительно всех частей границ, в отношении которых проводится согласование. При этом форма записи такой информации (консолидировано или с разбивкой на части границ) законодательством не регулируется. В связи с этим, если согласование местоположения нескольких частей границ земельного участка проводится с одним заинтересованным лицом, то графы «1», «2», «3» Акта согласования могут быть заполнены по выбору кадастрового инженера консолидированно или с разбивкой на части границ, при этом в графах «6», «7», «8», «9» Акта согласования сведения о таком заинтересованном лице могут быть внесены одной строкой, в том числе и в случае указанном в пункте 85 Требований к подготовке межевого плана (далее – Требования), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. № 921. При согласовании местоположения характерной точки границы земельного участка в графе «3» «Горизонтальное проложение (S), м» таблицы Акта согласования проставляется знак прочерк (пункт 19 Требований).

   

«Относительно порядка определения площади жилого здания (в том числе объекта индивидуального жилищного строительства) для целей осуществления

учетно-регистрационных действий»

 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилой дом является жилым помещением. Вместе с тем, согласно части 2 статьи 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Таким образом, исходя из положений ЖК РФ жилой дом как объект жилищных прав может одновременно выступать как в качестве жилого помещения, так и в качестве здания.

Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), пункту 1 части 4 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон № 218-ФЗ) здания и помещения являются разными объектами недвижимости, а также разными объектами государственного кадастрового учета.

В соответствии с приложением № 2 к приказу Минэкономразвития России от 1 марта 2016 г. № 90 (далее – Приказ № 90) «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения» различаются правила определения площади жилого здания (пункты 8 и 9) и правила определения площади жилого помещения (квартира, комната) (пункт 12).

На основании вышеизложенного, площадь жилого дома (в том числе объекта индивидуального жилищного строительства) должна определяться по правилам, предусмотренным пунктами 8 и 9 приложения № 2 к Приказу № 90, а площадь квартиры или комнаты – в соответствии с пунктом 12 указанного приложения.

  

«Относительно вопроса включения площади гаража в общую площадь жилого дома»

 

В соответствии с пунктом 8 Требований к определению площади здания, сооружения и помещения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 1 марта 2016 г. № 90 (далее – Требования № 90) площадь жилого здания определяется как сумма площадей этажей жилого здания.

Согласно пункту 6.10 Свода правил СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97» (утвержден приказом Минрегиона России от 30 декабря 2010 г. № 849) гаражи для автомобилей могут быть отдельно стоящими, встроенными или пристроенными к садовому, дачному дому и хозяйственным постройкам.

Включение/не включение площади автостоянки или гаража в площадь жилого дома зависит от их взаимного расположения и конструктивного решения (с учетом соблюдения требований законодательства к их организации и строительству):

если гараж (автостоянка) расположен внутри здания (встроенный) – его площадь не исключается из площади этажа здания и, соответственно, из площади самого здания;

если гараж (автостоянка) является пристроенным к зданию – решение о включении его площади в площадь здания зависит от характера блокирования построек (является блок гаража автономным или нет). Если блок гаража не является автономным (не может эксплуатироваться независимо от жилого дома) такой «блок» является частью здания и, следовательно, его площадь не исключается из площади здания. Если блок гаража является автономным (то есть может эксплуатироваться независимо от жилого дома) такой «блок» не является частью здания и, следовательно, его площадь исключается из площади здания (в данном случае такой «блок гаража» рассматривается в качестве самостоятельного здания/сооружения);

если гараж (автостоянка) является отдельно стоящим зданием/сооружением, то такой гараж является самостоятельным объектом кадастрового учета.

  

«Относительно выписок из ЕГРН, которые необходимо использовать при кадастровых работах»

 

Наиболее полная информация о характеристиках объектов недвижимости, включая описание местоположение границ земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, сведения о частях объектов недвижимости и границах таких частей, содержится в выписке из ЕГРН об объекте недвижимости (приложение № 1 к Приказу № 975).

Для выполнения кадастровых работ целесообразно получение выписки из ЕГРН, содержащей наиболее полную информацию о характеристиках объектов недвижимости, включая описание местоположение границ земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, сведения о частях объектов недвижимости и границах таких частей, в частности, выписку из ЕГРН об объекте недвижимости (приложение № 1 к Приказу № 975). Данная выписка является своего рода аналогом представлявшейся до 1 января 2017 г. кадастровой выписки об объекте недвижимости.

При выполнении кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ земельных участков или образованием земельных участков из земель, находящихся в государственной иди муниципальной собственности, в том числе при перераспределении земельного участка и земель, по мнению Департамента недвижимости, в случае необходимости выявления правообладателей смежных земельных участков целесообразно использовать кадастровый плана территории.

Однако, кадастровый план территории при наличии сведений о местоположении границ всех земельных участков и контуров всех зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства в кадастровом квартале, не содержит сведения о частях объектов недвижимости и границах таких частей. Отсутствие достоверной информации о наличии частей объекта недвижимости и их границах может привести к неверным результатам кадастровых работ, и как следствие, к приостановлению учетно-регистрационных действий органа регистрации прав по причине несоответствия сведений об объекте, указанных в межевом или техническом плане сведениям из ЕГРН.

  

«Относительно приостановления осуществления государственного кадастрового учета»

 

В отличие от действовавших до 1 января 2017 г. положений Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ) наличие сведений о геодезической основе, в том числе о пунктах государственной геодезической сети или опорной межевой сети, в составе ЕГРН не предусмотрено (статьи 8, 9, 10 Закона № 218-ФЗ, Порядок ведения ЕГРН, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. № 943). Таким образом, основания предоставления сведений о пунктах ОМС в составе выписки из ЕГРН в виде кадастрового плана территории после 1 января 2017 г. отсутствуют.

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о геодезии), вступившим в силу с 1 января 2017 г., материалы и данные федерального и территориальных картографо-геодезических фондов (далее – ФКГФ) до их отнесения в установленном порядке к составу Архивного фонда Российской Федерации являются данными федерального фонда пространственных данных (далее – ФФПД, часть 3 статьи 32 Закона о геодезии). Использование опорных межевых сетей допускается после передачи отчета о создании геодезической сети специального назначения и каталога координат пунктов указанной сети в ФФПД. Информация, получаемая с использованием геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, может использоваться в том числе при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, землеустройства, недропользования, иной деятельности (части 8, 13 статьи 9 Закона о геодезии).

Таким образом, сведения о пунктах ГГС в государственной системе координат подлежат хранению в составе ФФПД.

Порядок и способы предоставления пространственных данных и материалов, содержащихся в государственных фондах пространственных данных, в том числе порядок подачи заявления о предоставлении указанных пространственных данных и материалов, включая форму такого заявления и состав прилагаемых к нему документов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 марта 2017 г. №262.

Таким образом, использование установленных способов получения сведений из ФФПД (ФКГФ) в электронном виде позволит оперативно получать сведения о пунктах ГГС в государственной системе координат.

Дополнительно сообщаем, что с целью получения координат пунктов ГГС в местной системе координат, установленной ранее для ведения государственного кадастра недвижимости в настоящее время рекомендуем обращаться в соответствующий территориальный орган Росреестра, осуществляющий ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (с учетом письма Росреестра от 19 декабря 2016 г. № 19-исх/17690-СМ/16).

  

«Относительно правомерности действий органов кадастрового учета по приостановлению осуществления государственного кадастрового учета в связи с обращением ненадлежащего лица (кадастрового инженера)»

 

Согласно пункту 7 части 5 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав, в том числе в случаях, если он осуществляется в отношении образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в установленном федеральным законом порядке) и которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства.

При этом заявление о государственном кадастровом учете и карта-план территории согласно части 3 статьи 19 Закона № 218-ФЗ обязан направить в орган регистрации прав орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на утверждение карты-плана территории.

Учитывая изложенное, государственный кадастровый учет в предусмотренном пунктом 7 части 5 статьи 14 Закона № 218-ФЗ случае осуществляется на основании заявления органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, уполномоченных на утверждение карты-плана территории.

В письме Департамента недвижимости от 1 февраля 2017 г. № ОГ-Д23-996 указано, что возможность представления в орган регистрации заявления о государственном кадастровом учете кадастровым инженером предусмотрена только подпунктом 5 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Дополнительно сообщаем, что круг лиц, имеющих право на обращение в орган регистрации с заявлениями о государственном кадастровом учет и (или) государственной регистрации прав, установлен статьей 15 Закона № 218-ФЗ.

При осуществлении государственного кадастрового учета образуемого земельного участка без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет может осуществляться по заявлению:

гражданина или юридического лица, обратившегося с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка (пункт 18 статьи 11.10 Земельного кодекса);

уполномоченного на предоставление земельного участка органа (подпункт 3 пункта 3 статьи 39.11 Земельного кодекса);

заинтересованного в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица, кадастрового инженера (подпункт 5 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса);

лица, обратившегося с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка (подпункт 12 пункта 9 статьи 39.15 Земельного кодекса);

Кроме того, согласно части 10 статьи 47 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на земельный участок, образуемый при выделе его в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в общей долевой собственности более чем пяти лиц (далее − земельная доля), могут быть осуществлены на основании:

- заявления, поданного лицом, уполномоченным общим собранием участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Полномочия этого уполномоченного лица подтверждаются выпиской из протокола общего собрания, заверенной уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления;

- заявления, поданного лицом или лицами, являющимися собственниками земельной доли (долей) и образующими земельный участок путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 − 6 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Таким образом, полномочия кадастрового инженера на обращение в орган регистрации без доверенности с заявлением на основании, которого осуществляются государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав, установлен только подпунктом 5 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса.

  

«Относительно методики подсчета площадей зданий и сооружений»

 

Площадь здания (жилого и нежилого) для целей государственного кадастрового учета определяется c учетом положений пунктов 2, 3, 5, 6, 8, 9 Требований к определению площади здания, сооружения и помещения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 1 марта 2016 г. № 90 (далее – Требования № 90), согласно, которым площадь, занимаемая перегородками, учитывается в площади этажа, и, соответственно, и в площади здания (жилого и нежилого).

Согласно пункту 8 Требований № 90 в площадь жилого здания не включается площадь, находящаяся в пределах дверного проема. Под площадью дверного проема при этом следует понимать площадь, образуемую проекцией верхней плоскости дверного проема, выполненного в наружных стенах здания, на горизонтальную плоскость пола.

Статья 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) определяет особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на некоторые созданные здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, когда осуществление соответствующих процедур невозможно в общем порядке.

Положение части 6 статьи 40 Закона № 218-ФЗ предусматривает возможность в случае реконструкции здания (сооружения) осуществлять государственный кадастровый учет одновременно в отношении самого здания (сооружения) и помещений, машино-мест, созданных, образованных или измененных в результате такой реконструкции.

Таким образом, положения части 6 статьи 40 Закона № 218-ФЗ не применяются в случае, если в результате реконструкции здания (сооружения) не требуется осуществление государственного кадастрового учета расположенных в нем помещений, машино-мест (в связи с их изменением, созданием, образованием).

 

«Относительно необходимости выполнения измерений для определения площади объекта индивидуального жилищного строительства»

 

Согласно части 8 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (вступает в силу с 1 января 2017 г. за исключением отдельных положений, далее – Закон № 218-ФЗ) сведения о здании, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке и площади, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания.

Статьей 70 Закона № 218-ФЗ определены особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях. Так согласно части 7 статьи 70 Закона № 218-ФЗ сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство и проектной документации таких объектов недвижимости (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 Закона № 218-ФЗ (в случае, если проектная документация не изготавливалась).

Принимая во внимание, что понятие «здание» является общим по отношению к частному понятию «объект индивидуального жилищного строительства», - сведения о площади указываются в техническом плане здания (объекта индивидуального жилищного строительства) на основании произведенных кадастровым инженером измерений, что следует из части 4.2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

  

«Относительно осуществления государственной регистрации права в упрощенном порядке в отношении здания»

 

Согласно части 10 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Согласно части 6 статьи 72 Закона № 218-ФЗ со дня вступления в силу Закона № 218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона № 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Учитывая изложенное, в случае если сведения об объекте недвижимости содержатся в ЕГРН, в том числе как о ранее учтенном объекте недвижимости, представление технического плана для государственной регистрации прав на такой объект недвижимости не требуется.

В этой связи в рассматриваемом случае государственная регистрация права собственности на жилой дом может быть осуществлена на основании правоустанавливающего документа на земельный участок.

  

«Относительно круга лиц, имеющих право на обращение в орган регистрации прав заявлением о государственном кадастровом учете образуемого из земельного участка, предоставленного некоммерческой организацией, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства»

 

Образование земельных участков в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства осуществляется не только на основании и в соответствии с проектом межевания территории, но и в соответствии с проектом организации и застройки (части 8 и 9 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), и до 31 декабря 2020 года – в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (пункты 2.7 – 2.10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Указанные земельные участки могут быть приобретены без торгов в собственность бесплатно или в аренду, порядок предоставления таких участков без торгов установлен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и указание в нем лица, уполномоченного на обращение с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка.

Круг лиц, имеющих право на обращение в орган регистрации прав с заявлениями о государственном кадастровом учет и (или) государственной регистрации прав, установлен статьей 15 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее − Закон № 218-ФЗ).

Согласно статье 15 Закон № 218-ФЗ обращение с заявлениями о кадастровом учете лиц, не являющихся собственниками объектов недвижимости, допускается только в установленных законом случаях. Арендаторы исходных объектов недвижимости или лица, обладающие иными правами на исходные земельные участки, законом в качестве заявителей не предусмотрены.

Также обращаем внимание, позиция Минэкономразвития России по вопросам применения нормативных правовых актов в сфере государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе в вязи с вступлением в силу Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации», размещаются на официальном сайте Минэкономразвития России в разделе «Недвижимость» (Главная / Документы / Письма Минэкономразвития России, содержащие позицию по вопросам регистрации прав и кадастрового учета объектов недвижимости), например, от 20 января 2017 г. № ОГ-Д23-551, от 30 декабря 2016 г. № ОГ-Д23-15301, от 23 января 2017 г. № ОГ-Д23-543 и другие.

  

«Относительно использования сведений ЕГРН при выполнении кадастровых работ и внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости»

 

В соответствии с пунктом 19 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. № 953, технический план объекта недвижимости составляется на основе сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости, об объектах недвижимости, входящих в его состав (для единого недвижимого комплекса) или расположенных в нем, а также о земельном участке (земельных участках), в границах которого (которых) расположен соответствующий объект недвижимости, выписок из ЕГРН о таком объекте недвижимости, земельном участке; если объект недвижимости расположен на нескольких участках, при подготовке технического плана используются выписки из ЕГРН обо всех земельных участках, в границах которых расположен соответствующий объект недвижимости.

Таким образом, в случае, если земельный участок, в пределах которого располагается объект капитального строительства (здание, сооружение, объект незавершенного строительства или единый недвижимый комплекс), сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, полагаем, что подготовка технического плана объекта недвижимости должна осуществляться на основании выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке. Если же земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет либо в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке, но местоположение границ его не установлено, при подготовке технического плана в силу положений Закона № 218-ФЗ используется кадастровый план соответствующей территории.

Таким образом, вопрос об использовании выписки из ЕГРН о земельном участке, либо кадастрового плана территории, либо кадастровый выписки из ЕГРН и кадастрового плана территории решается кадастровым инженером исходя из конкретной ситуации, в которой выполняются кадастровые работы.

 

«Относительно государственного кадастрового учета части объекта недвижимости»

 

Документы-основания для подготовки технического плана здания предусмотрены статьями 24, 40, 70, 71 Закона № 218-ФЗ, пунктом 20 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. № 953 (далее – Требования).

В частности согласно пункту 20 Требований в отношении объектов недвижимости, законченных строительством до 1917 года, в том числе объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании Декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости либо правообладателем земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, или уполномоченным на предоставление земельных участков органом государственной власти, органом местного самоуправления, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости.

В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 14, части 3 статьи 40 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета всех помещений осуществляется по заявлению собственника здания (сооружения), если право собственности на здание зарегистрировано, к которому прилагается технический план здания, содержащий необходимые для государственного кадастрового учета всех помещений сведения.

Вопрос подтверждения органу регистрации прав факта отсутствия необходимых для выполнения кадастровых работ и подготовки технического плана документов законодательством Российской Федерации не урегулирован.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества.

Статьей 607 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды, при отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Индивидуализация недвижимого имущества как объекта сделки для целей государственной регистрации осуществляется органом регистрации прав в процессе кадастрового учета, в результате чего объект получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других недвижимых вещей (что является не только описанием таких объектов, но и подтверждением факта существования предмета сделки).

Отдельные конструктивные элементы здания (фундаменты, стены и перегородки, перекрытия, кровли (крыши), полы, проемы, отделка, внутреннее сантехническое и электротехническое оборудование) действующим законодательством не отнесены к объектам недвижимого имущества, вследствие чего такие объекты в силу Закона № 218-ФЗ не подлежат и кадастровому учету. Вещные (и иные) права на них также не подлежат и государственной регистрации в соответствии с Законом № 218-ФЗ, поскольку в силу пункта 4 части 3 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 статьи 14 Закона № 218-ФЗ.

Учитывая положения части 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ, пункта 14 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», части недвижимого имущества – обособленные и/или изолированные помещения в зданиях, сооружениях – могут быть объектом аренды, если, как следует из статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, они являются индивидуально-определенными вещами.

Если предметом договора аренды будет являться не поставленная на кадастровый учет часть поставленного на кадастровый учет помещения, то необходимо одновременное осуществление государственного кадастрового учета такой части и государственной регистрации ее аренды. При этом для осуществления кадастрового учета части помещения необходима подготовка технического плана помещения, содержащего сведения об образуемой части.

Если сведения о части помещения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, государственная регистрация ограничения осуществляется без государственного кадастрового учета. В таком случае, принимая во внимание часть 3 статьи 15 Закона № 218-ФЗ, с заявлением в орган регистрации прав вправе обратиться:

правообладатель объекта недвижимости и (или) лицо, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта недвижимости, – при государственной регистрации ограничения или обременения, прекращения ограничения или обременения, если иное не установлено Законом № 218-ФЗ;

стороны договора — при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено Законом № 218-ФЗ.

Как представляется, в случае изменения конфигурации и площади части помещения речь должна идти об образовании новой части помещения, сведения о которой, в том числе ее обозначение, должны указываться в техническом плане в соответствии с пунктом 45 Требований. При этом ранее сформированная и учтенная в Едином государственном реестре недвижимости часть объекта недвижимости должна быть снята с кадастрового учета в связи с изменением предмета аренды (одновременно с государственной регистрацией дополнительного соглашения к договору аренды или государственной регистрацией нового договора аренды и прекращения (расторжения) прежнего).

В силу части 3 статьи 14 Закона 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в том числе в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 названной статьи.

Поскольку договор аренды (если его срок более одного года) подлежит государственной регистрации, учет части объекта недвижимости и государственная регистрация аренды будут осуществляться одновременно. Исходя из пункта 46 Требований, включение в состав приложения технического плана копии договора аренды в рассматриваемом случае не требуется.

Как следует из пункта 8 Требований к подготовке декларации, декларация об объекте недвижимости в форме бумажного документа должна быть прошита и скреплена подписью лица, заполнившего декларацию; оттиском печати соответствующего юридического лица (при наличии печати) или органа государственной власти, органа местного самоуправления заверяется подпись лица, которое вправе действовать от имени юридического лица без доверенности, или подписью представителя соответствующего органа.

Частью 1 статьи 15 Закона № 218-ФЗ установлено, что при государственном кадастровом учете в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются соответствующие ограничения прав и обременения, и государственной регистрации таких ограничений прав и обременений объекта недвижимости, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливаются ограничения прав и обременения объекта недвижимости.

При этом в силу части 4 статьи 15 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению представителя лиц, указанных в том числе в части 1 названной статьи, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 51 Закона № 218-ФЗ с заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.

С учетом изложенного, а также части 2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ, статей 295, 608, 618 Гражданского кодекса Российской Федерации полагаем, что государственное или муниципальное унитарное предприятие, выступая в качестве арендодателя или арендатора недвижимого имущества, вправе обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с образованием части объекта недвижимости и государственной регистрации аренды (субаренды).

  

«О лицах, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении образуемых лесных участков»

 

Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс) государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации» (далее - Закон № 218-ФЗ).

Исходя из положений статьи 14 Закона № 218-ФЗ, в отношении образуемых земельных участков государственный кадастровый учет без одновременной регистрации права может быть осуществлен:

в отношении земельных участков, образуемых на основании решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд (пункт 8 части 5);

в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с частью 14 статьи 41 Закона № 218-ФЗ (пункт 9 части 5);

в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (пункт 10 части 5).

В рассматриваемом случае земельные участки образуются из земельного участка (земельных участок), находящихся в федеральной собственности, государственный кадастровый учет таких образуемых земельных участков согласно статье 14 Закона № 218-ФЗ осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав на такие земельные участки.

Перечень лиц, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении образуемых лесных участков, установлен ст.15 Закона № 218-ФЗ.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации в том числе осуществление полномочий в предоставлении в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образуемый с целью его предоставления без торгов с предварительным согласованием предоставления осуществляется согласно подпункту 12 пункта 9 статьи 39.15 Земельного кодекса на основании заявления заявителя (лица заинтересованного в представлении такого земельного участка).

  

«О формате предоставления поэтажных планов»

 

В соответствии с пунктом 21 Требований Поэтажные планы оформляются в виде файла в формате JPEG.

Соответственно, при подготовке технического плана в соответствии с Требованиями, независимо от вида кадастровых работ, кадастровый инженер должен включить в технический план здания, сооружения поэтажные планы, либо планы здания, сооружения в виде файла в формате JPEG.

Технический план подготавливается в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, и оформляется в виде файлов в формате XML (далее - XML-документ), созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.

XML-схемы, используемые для формирования XML-документов, считаются введенными в действие по истечении двух месяцев со дня их размещения на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.rosreestr.ru (далее - официальный сайт).

Состав разделов технического плана в зависимости от вида кадастровых работ также установлен Требованиями.

В соответствии с описанием действующей в настоящее время XML-схемы ТР версии 03, используемой для подготовки технического плана, утвержденной приказом Росреестра от 25.06.2015 N П/338 "Об организации работ по размещению на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" XML-схем, необходимых для представления в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов, в виде технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения в форме электронных документов", при подготовке электронного документа технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства отсутствует возможность включения Поэтажных планов, оформленных в формате JPEG.

Вариантом решения проблемы представляется заполнение элементов "Appendix" (Приложения) с приложением файлов Поэтажных планов в формате PDF. В разделе "Заключение кадастрового инженера" технического плана также должно быть приведено обоснование использования формата PDF ввиду того, что отсутствует техническая возможность подготовки XML-документа технического плана здания в соответствии с пунктом 21 Требований.

Учитывая позицию, указанную в письме Росреестра от 22.12.2016 N 14-исх/17905-ВА/16, до ввода в действие новых XML-схем технический план представляется в орган регистрации прав в виде XML-документа, подготовленного с использованием действующих (размещенных на официальном сайте) XML-схем.

При этом сведения, предусмотренные Требованиями, но отсутствующие в соответствующих элементах XML-схем, размещенных на официальном сайте Росреестра, кадастровым инженерам следует указывать в разделе "Заключение кадастрового инженера".

 

 

Создана: 12.05.2017 20:29, обновление 27.05.2017 04:23