Управление Росреестра по Оренбургской области: об особенностях проведения правовой экспертизы при осуществлении ГКУ и (или) ГРП на земельные участки, образованные из земель, находящихся в неразграниченной государственной собственности

 

Письмо Управления Росреестра по Оренбургской области от 30.01.2018 "О согласовании схемы"

 

 

Текст письма:

 

В связи со вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2017  № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее – Закон № 280-ФЗ) сообщаем об особенностях проведения правовой экспертизы при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на земельные участки, образованные из земель, находящихся в неразграниченной государственной собственности. 

Статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК) установлено, что схема расположения земельного участка (далее – схема) утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. 

Согласно пункту 1 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ), в редакции Закона № 280-ФЗ,  при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений. Исключения составляют случаи, указанные в пункте 10 указанной нормы.

Так, согласование схемы в порядке, установленном указанной статьей, не требуется в случаях образования земельного участка из земель, которые находятся в государственной собственности и расположены:

1) в границах населенного пункта;

2) в границах территориальной зоны, которая не является территориальной зоной сельскохозяйственного использования, расположена за границами населенного пункта, разрешенное использование земельных участков в пределах которой не связано с использованием лесов и которая не является смежной с лесничеством, лесопарком;

3) в границах территориальной зоны, сведения о границах которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

4) в границах поселения, городского округа, межселенной территории, в которых отсутствуют лесничества, лесопарки;

5) в границах поселения, городского округа, межселенной территории, в которых сведения о границах лесничеств, лесопарков внесены в Единый государственный реестр недвижимости. 

В иных случаях исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в течение десяти дней со дня поступления заявления об утверждении схемы, заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, к которым приложена схема, предусматривающая образование земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, при отсутствии оснований для возврата указанных заявлений, предусмотренных ЗК, направляет такую схему на согласование в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В случае если органом, уполномоченным в области лесных отношений, выявлено пересечение границ образуемого земельного участка с границами расположенных на землях обороны и безопасности лесничества, лесопарка, то Схема также подлежит согласованию с Минобороны России, ФСБ России или ФСО России (в зависимости от ведомственного подчинения лесничества).

Указанные федеральные органы исполнительной власти в срок не более пятнадцати рабочих дней со дня поступления схемы уведомляют орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, о наличии или об отсутствии оснований для отказа в согласовании схемы.

Согласно пункту 6 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015  № 921, схема является одним из разделов графической части межевого плана. В связи с вышеизложенным, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ, схема, включенная в состав приложения межевого плана, представленного для осуществления кадастрового учета, в случае ее утверждения после 11 августа 2017 г., при проведении предусмотренной пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ правовой экспертизы, подлежит проверке органом регистрации права, в том числе на предмет ее соответствия положениям статьи 3.5 Закона № 137-ФЗ.

В целях проведения указанной проверки, в случае отсутствия в составе межевого плана сведений, позволяющих однозначно установить факт наличия предусмотренного статьей 3.5 Закона № 137-ФЗ согласования схемы, орган регистрации прав проверяет наличие такого согласования в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 29 Закона 218-ФЗ, посредством направления межведомственного запроса в орган, утвердивший схему.

В случае, если в срок, установленный для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, не поступили документы (сведения, содержащиеся в них) на межведомственный запрос, или поступлении сведений об отсутствии согласования схемы, в случае если наличие такого согласования в соответствии с положениями статьи 3.5 Закона № 137-ФЗ является обязательным условием для образования земельного участка, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права приостанавливается по основаниям, предусмотренным пунктами 7 и 9 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ.

Важно отметить, что указанные положения не применяются в случае образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, путем раздела, объединения, перераспределения и в случаях, когда земельные участки образуются в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Обращаем Ваше внимание на то, что определение наличия общих частей границ территориальной зоны, установленной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и лесничества, не обязательно должно быть основано на данных ЕГРН. Например, оно может быть подтверждено сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, картами градостроительного зонирования и другими сведениями, содержащимися в общедоступных источниках, информационных ресурсах и электронных документах и документах на бумажных носителях. 
                                              
При этом, если сведения о границе территориальной зоны внесены в реестр границ ЕГРН, то при образовании земельного участка в границах данной зоны на основании схемы расположения земельного участка согласование такой схемы не осуществляется вне зависимости от целей установления территориальной зоны и даже при наличии общей границы такой территориальной зоны с лесничеством.

В целях исключения принятия органом регистрации прав отрицательных  решений просим  учитывать вышеизложенные требования законодательства.
 
 

Создана: 04.02.2018 14:28, обновление 04.02.2018 14:28